Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка

Комментарии к записи Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка отключены

Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка

Черных, С. В. Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка / С. В. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83176/ (дата обращения: 12.04.2024).

Статья посвящена исследованию детско-родительских отношений и их влияние на психологическое благополучие ребенка. Разработана «Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье» . Сделан акцент на личность родителей как фактор влияния на ребенка. Проведенный анализ показал, что большая роль отводится родительским установкам, влияющим на психологическое благополучие ребенка.

Ключевые слова: детско-родительские установки, психологическое благополучие, модель, личность.

Введение. Детско-родительские отношения являются наиважнейшим источником для создания дальнейшей модели личностного развития ребёнка. Первый опыт общения, который ребенок получает с самого рождения — это опыт общения с родителями, поэтому он играет важную роль в формировании эмоционального интеллекта и в дальнейшем жизненном пути.

В настоящее время вопросы, связанные с семьей, с фамилистикой в целом, приобретают все большую актуальность в обществе. Семья, по мнению Н. В. Бордовской и А. А. Реан, является главным институтом социализации личности. Авторы описывают результаты влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей и их психологическое благополучие, которое, зависит от деформации семьи (структурной или психологической) [1].

Вопросам социально-психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных отцовских семьях посвятила М. В. Носкова, обосновав технологию исследования детско-родительских отношений в неполных отцовских семьях [3].

Ю. С. Ершова исследовала детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка. Ученым выявлено, что рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта может привести к возникновению трудностей в сфере отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, и, в итоге, к неспособности самостоятельно решать социальные проблемы [2].

Читать статью  Правосудие и международное право

Тема детско-родительских отношений была и остается актуальной начиная с доисторических времен. Анализируя философские, психологические, педагогические научные издания, можно сделать следующие выводы:

— концепции межличностных отношений в семье посвятили свои труды Г. М. Андреева, Е. М. Беспаленко, Н. В. Бордовская, А.Я Варга, В. М. Воловик, А. И. Захаров, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер и др;

— с психологической точки зрения детско-родительские отношения рассматривали А. Я. Варга, Е. Я. Диденко, Ю. С. Ершова, В. С. Мухина, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Т. М. Конышина, Т. Ю. Садовникова, В. В. Юстицкис и др.;

— принцип исторического развития психики человека и формирования межличностных отношений в семье описаны Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.

Анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования — рассмотреть детско-родительские отношения как условия психологического благополучия ребенка.

Объект исследования — психологическое благополучие ребенка.

Предмет исследования — взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и психологическим благополучием ребенка.

Гипотеза исследования — особенности детско-родительских отношений выступают условием психологического благополучия ребенка.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие родители и их дети, обратившиеся за консультацией к медицинскому психологу в Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области., Воронежская городская клиническая поликлиника № 1. Возраст детей от 5 до 17 лет.

Методы исследования: клинико-биографический; «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин); проективные методики «Человек под дождем», «Я и вселенная», «Семья, которую хочу»; Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская); методы репродуктивного воображения с созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми, а также использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать, анализировать и прогнозировать конечный результат.

При проведении консультаций используется системно-векторная психология, которая позволяет понять и осознать вещи, о которых молчит бессознательное испытуемых. С этой целью разработана «Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье», представляющая собой сферу детско-родительских отношений и способы управления ими.

Читать статью  Кризис в отношениях или конец: как понять и что делать

По мере обращения за консультацией обрабатывается заказ на оказание услуги, анализируется проблема и составляется дорожная карта. В медицинскую карту записываются результаты диагностики и динамика реагирования клиента на корригирующие и реабилитирующие занятия.

Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье

Рис. 1. Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье

Реализация Модели позволила сделать следующие выводы:

— большинство детей подросткового возраста имеют ценностно-смысловые основания построения личностной жизненной перспективы. Однако, не всегда имеют представление о достижении жизненных целей, в связи с чем у них возникают конфликты с родителями;

— выявлено шесть паттернов детско-родительских отношений. У детей пубертатного периода выражена эмоциональная автономия, а характер взаимодействия с родителями и типом привязанности к матери оценивается как высокий уровень самостоятельности в принятии решений, независимое мировоззрение;

— у детей дошкольного и младшего школьного возраста отношения с родителями характеризуются эмоциональной близостью;

— структурная деформация семьи по-разному влияет на развитие личности мальчиков и девочек. Мальчики тяжелее переживают психологическое неблагополучие, связанное с разводом родителей, и требуют больших усилий для психологической реабилитации;

— психологическая деформация семьи способно сформировать психологические комплексы у детей в любом возрасте.

Таким образом, семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором развития личности ребенка. Поэтому центральное место в детско-родительских отношениях в семьях занимает сфера эмоциональных отношений (принятие и эмоциональная близость).

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Питер: — 2006, — 284 с.
  2. Ершова Ю. С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка. Дисс…к. психол. наук. Ярославль, 2007 г.- 175 с.
  3. Носкова М. В. Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях. Автореф. дисс…к.психол.наук. Москва, 2010 г. — 22 с

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, психологическое благополучие ребенка, семья, конструктивное взаимодействие родителей, психологическое влияние, ребенок, Ершов, психологическое благополучие, Столин, эмоциональная близость.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме.

 Актуальность изучения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста определяется современными условиями воспитания в семье. Взаимодействие ребенка с родителями, степень их отзывчивости.

Читать статью  Как узнать решение суда через Интернет

Семья как фактор психологического здоровья детей

Такое взаимодействие родителей и детей является их первым жизненным опытом взаимосвязи с окружающим миром и, безусловно, должно быть подкреплено благоприятным климатом в семье с целью обеспечения гармоничного психологического здоровья ребенка.

Семейные отношения и их влияние на формирование личности.

Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности

Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но.

Факторы психологического благополучия семьи

Определена степень влияния факторов на психологическое благополучие семьи.

Ключевые слова: психологическое благополучие семьи, факторы благополучия семьи

В силу того, что ребенок не имел перед глазами модели отношений родителей, их способов и.

Детско-родительские отношения как фактор влияния на.

Таким образом, эмоциональное благополучие в семьях ощущают 30 % обследуемых детей, а

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка.

Психологический климат в семье как фактор формирования.

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие.

Библиографическое описание: Фомина, Н. И. Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации.

Эмоциональное отношение к роли родителя у супругов как.

Эмоциональное отношение к ребенку супругов, ожидающих ребенка, характеризуется стремлением к кооперации, средним уровнем принятия ребенка. Будущие родители проявляют готовность строить отношения с ребенком на равных, поощрять инициативу и.

Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание.

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не понимают, как сочувствовать другим людям. Они не знают элементарных обязанностей родителей, что в будущем сказывается негативно на их собственной семье.

Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских.

Именно семья, является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений

И. Г. Честновой, И. И. Чесноковой о философско-психологических моделях взаимодействия детей и родителей

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

https://moluch.ru/archive/370/83176/