Развитие функциональной грамотности на уроках физикипрезентация к уроку по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Комментарии к записи Развитие функциональной грамотности на уроках физикипрезентация к уроку по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) отключены

Развитие функциональной грамотности на уроках физики
презентация к уроку по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

дальнейших образовательных и профессиональных планов. Это вызвано значительными технологическими изменениями в производственных и гуманитарных сферах деятельности, катастрофическим увеличением информационных потоков и неопределённостью будущего развития.

Педагогические условия формирования функциональной грамотности

Ориентация на обеспечение построения содержания учебного предмета с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие личности на основе компетентностного подхода, реализация которого происходит через основной содержательный компонент предмета – учебную задачу, направленную на развитие способности решать типовые учебные задачи, а также задачи взаимодействия с обществом на базе преимущественно практико-ориентированных знаний (сведения, научные понятия, инструкции, навыки работы с таблицами, графиками, интерпретация и резюмирование.

Применение учителем инновационных технологий обучения организациисамостоятельной работы учащихся, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий (технология проектного обучения, РКМЧП, модульное обучение, КСО, технология разноуровнего обучения и т.д.).

Организация сотрудничества на основе установления субъект-субъектных отношений учителя и ученика.

Применение новых форм оценивания достижений учащихся (оценка функциональной грамотности с помощью заданий, презентации проектов, организации дебатов, формирование портфолио).

Скачать:

Вложение Размер
ФайлРазвитие функциональной грамотности на уроках физики 964.88 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие функциональной грамотности на уроках физики Подготовила: Попова Людмила Леонасовна , М БОУ « СОШ № 14 » имени А.М. Мамонова г . С тарый Оскол, учитель физики.

«Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а привести свои мысли в действие – самое сложное в мир е ». Иоганн Вольфганнг фон Гёте

Актуальность темы определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных планов. Это вызвано значительными технологическими изменениями в производственных и гуманитарных сферах деятельности, катастрофическим увеличением информационных потоков и неопределённостью будущего развития.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Фу нкци о н а ль н ая грамотность Читательская грамотность Математическая грамотность Ес те с т в е нн о — научная грамотность Финансовая грамотность Глобальная компетентность

Стратегические документы Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года ( распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) Указ президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» (п.5) Стратегия научнотехнологического развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N° 642) Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203

Недостаточно высокая степень сформированности функциональной грамотности у обучающихся

Содержательные: Ориентация на обеспечение построения содержания учебного предмета с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие личности на основе компетентностного подхода, реализация которого происходит через основной содержательный компонент предмета – учебную задачу , направленную на развитие способности решать типовые учебные задачи, а также задачи взаимодействия с обществом на базе преимущественно практико-ориентированных знаний (сведения, научные понятия, инструкции, навыки работы с таблицами, графиками, интерпретация и резюмирование. Технологические: Применение учителем инновационных технологий обучения организации самостоятельной работы учащихся, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий (технология проектного обучения, РКМЧП, модульное обучение, КСО, технология разноуровнего обучения и т.д.). Организационные: Организация сотрудничества на основе установления субъект-субъектных отношений учителя и ученика. Применение новых форм оценивания достижений учащихся (оценка функциональной грамотности с помощью заданий, презентации проектов, организации дебатов, формирование портфолио). Педагогические условия формирования функциональной грамотности

Читать статью  Как взять от жизни все: 53 полезных источника для саморазвития

Первая группа дефицитов. Работа с текстом. Мы всегда считали, что наши школьники не умеют читать и, потому не могут ответить на вопрос, решить задачу…. Оказалось, что если они и читают плохо, то, во всяком случае не хуже, чем их сверстники из других стран. Но! Они читают по-другому. Россияне: хорошо работают с общим содержанием художественного текста, но не обращают внимание на детали; тогда как в естественных науках они успешны в заданиях, где требуется точный ответ и затрудняются при решении качественных заданий. У школьников не сформированы различные типы чтения. Просмотреть задачу, а затем вычитать из нее то, что надо наш школьник не может; Они практически не решают задачи, которые требуют вернуться к условию несколько раз. Гипотеза состоит в том, что в СССР учебные материалы, учителя предлагают ученику только учебные, реже научные, но обязательно специально подготовленные тексты. Работа с такими «отжатыми» текстами приводит к строго определенным результатам. Но! Времена то изменились, а способ подготовки текста ….

Вторая группа дефицитов. Информация ученику «подается на блюдечке с голубой каемочкой». Наши школьники не умеют самостоятельно: – Решать задачи, которые требуют реконструировать условие, переформулировать вопрос; – Н а й т и д о п о л н и т е л ь н ы е д а нны е и / п р и в л е к а т ь у с л о в и я д л я решения задач; Извлекать нужную информацию из составного (часто не учебного) текста, отвечать на вопросы, которые требует соотнести информацию с одним из представленных текстов; Установить требуемый уровень точности ответа. Пре о д о л е т ь э то т д е фицит м о ж н о в то м с л у ч а е , если: О т к аз а т ь ся о т « о со б о т о ч ных » инс т ру к ци й пр и ре ш ен и и определенной группы задач ; П о с ту п и ться ( т ам г д е э т о п е д а г о г и ч е с к и о пра в д а н о ) научной точностью формулировок.

Читать статью  Что такое саморазвитие личности? Советы и способы начать самосовершенствоваться

Третья группа дефицитов. Взаимная изоляция предметов, составляющих образовательную программу. Если в тексте задачи есть сигналы, которые указывают школьнику на тот или иной предмет, то способ решения задачи для него становится определенным. Если задача состоит из вопросов , которые требуют различных способов решений (осваиваемых на различных предметах ), то у школьника в голове возникает «короткое замыкание» и он ее просто бросает. Задавая «жизненные», а, следовательно, интегрированного содержания задачи при проведении диагностических процедур , мы стимулируем учителя ориентировать курс на фо р м и ро в а ни е п р е д ме т н ой к о м п е тен тн о с т и , а н е с у м м ы знаний и умений.

Четвертая группа дефицитов. «Учеба для жизни» лозунг исследования PISA, но не отечественного образования . Постсоветские школьники испытывают затруднения при решении задач, которые требуют: Соотнести форму ответа с адресатом; Использовать личный опыт; Предположительно, эту группу дефицитов можно преодолеть, если: Подобрать тексты так, чтобы обсуждаемые в них проблемы были значимы для школьников; Ввести рассмотрение текстов, которые содержат рассмотрение социальных проблем, в учебные материалы для всех образовательных областей.

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать описать, объяснить, определить признаки, сформулировать составить список, назвать, рассказать, показать

Научно и н т ерпре т и р о в а т ь данные и доказательства Компетентности человека Научно объяснять явления Оценивать и планировать научные исследования

Способность использовать естественно- научные знания Способность выявлять проблемы Способность делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека Структура естественно-научной грамотности

Примеры заданий Физика, 8 класс Тема: «Электрические явления» Прочтите отрывок из рассказа: «Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединенный разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтер, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал: — Горячая пайка всегда холодная, а холодная «пайка» всегда горячая. Вопросы: Что понимается под холодной «пайкой»? Предположите, какие изменения могут произойти со временем на участке провода без изоляции? Объясните, как следует понимать профессиональную поговорку Захара Ивановича?

Физика, 7 класс Тема: «Взаимодействие тел» Содержательная область направления «Математика» PISA: изменения и отношения (зависимость между переменными в различных процессах ). График зависимости скорости движения от времени представлен на рисунке. По графику определите скорость движения тела в момент времени t = 2 с . Ответ: А 4 м/с; B 0,1 м/с; C 2 м/с ; D 1 м/с; E 6 м/с

Физика,9 класс Тема: «Механические колебания» Содержательная область направления «Математика» PISA: изменения и отношения (зависимость между переменными в различных процессах). Как изменится период математического маятника, если его длину увеличить в 4 раза. Ответ

Физика, 7 класс Тема : Измерение физических величин. Содержательная область направления «Математика» PISA: изменения и отношения. «Золотые монеты » Молодой человек пришел к банкиру с просьбой руки его дочери. Банкир: Итак, ты пришел просить руки моей дочери. Жених: Да сэр, мы с Мили обожаем друг друга. Банкир: Мили — моя единственная дочь, мое сокровище. Если ты думаешь, что я отдам ее первому встречному, то ты сильно ошибаешься. Жених: Но ведь мы с Мили любим друг друга. Банкир: Ну хорошо, я дам тебе шанс, устрою тебе испытание, справишься с ним – женись на моей дочери. Жених: Что? Какое еще испытание? Банкир: Видишь эти шесть мешочков с золотыми монетами, только в одном из них монеты настоящие, в других фальшивые. Настоящие весят 11 гр., фальшивые 10 гр. Вот тебе весы. Но помни, ты имеешь право всего на одно взвешивание. Жених: Ничего себе задача. Может, дадите две попытки. Банкир: Увы, шанс у тебя лишь один . Вопросы : Каковы основные правила взвешивания на рычажных весах и электронных? В чём состоит различие? Какова масса 21 монеты, три из которых золотые, а остальные фальшивые? Как найти мешок с золотыми монетами, если взвешивать можно только один раз?

Читать статью  Французский язык как удовольствие

Физика,8 класс Тема: «Тепловые явления» Содержательная область направления «Естествознание» PISA: структура и свойства веществ, физические изменения. Помогая отцу, Вовочка оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, Вовочка поставил кружку на разогретую печь. Вопросы: Какие основные агрегатные состояния вещества вы знаете? Объясните как изменяется( или не изменяется) температура вещества при плавлении ? Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?

Физика, 8 и 10 классы Тема: «Электрические явления» Содержательная область направления «Математика» PISA: количество (понимание единиц измерение, использование арифметического мышления). Дети семьи Смирновых используют настольные лампы разной мощности Лампочка Саши, мощностью 60 Вт горит 4 часа в сутки, лампочка Жени, мощность 40 Вт горит 6 часов в сутки. Вопросы По каким формулам рассчитывают работу тока ? Сколько надо заплатить за электроэнергию при тарифе 3,5 руб за 1 кВт×ч за 1 месяц? Лампы какой мощности использовать выгоднее?

Физика, 9, 10 классы Темы: «Законы взаимодействия и движения тел. Тепловые явления» Содержательная область направления «Естествознание» PISA: физические изменения, движение, передача энергии. В заметке «Пуля, «пойманная» на небесах» , опубликованной в «Килморской бесплатной газете» («Kilmore Free Press») от 11 февраля 1915 года говорится: «По сообщениям, французский летчик спустился с небес с германской ружейной пулей, которую поймал рукой! Все произошло, когда он летел на высоте около 7 тыс. футов и вдруг заметил около головы небольшой темный объект. Пилот решил было, что это какое-то насекомое, но его познаний в энтомологии оказалось достаточно, чтобы осознать необычность появления насекомого на такой высоте. Тогда он протянул руку и схватил, то, что к его изумлению, оказалось пулей». Вопросы и задания: Объясните, могла ли эта история быть правдой или это газетная «утка»? Что было, если бы летчик поймал пулю рукой, на которой бы не была одета перчатка?

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2021/12/22/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-fiziki