Проблемы саморазвития и почему оно так актуально сегодня
Тема саморазвития стала невероятно популярной в последние несколько десятилетий: коучи, тренинги и тренеры, мотивационные курсы и программы – все направлено на то, чтобы помочь раскрыть потенциалы и таланты, совершенствуя «базу». С одной стороны такая вовлеченность бизнеса является отражением большого спроса, и это прекрасно, ведь это значит — люди стремятся к развитию (в «Пирамиде потребностей» американского психолога Маслоу – это высший сегмент). Но, с другой, разнообразие техник, правил и методов, говорит о том, что далеко не все и не с первого раза получают желаемый результат. В чем причина, и какие основные проблемы саморазвития выделяют сегодня?
Саморазвитие и развитие личности: в чем разница
С точки зрения психологии, развитие и саморазвитие личности – имеют различия. Развитие бывает двух видов: осознанное, происходящее при воздействии внешних факторов, и неосознанное, как например, физическое развитие, обусловленное возрастными изменениями. Т.е. изменения происходят под воздействием каких-то факторов.
Саморазвитие – осознанное стремление к изменениям своих внешних (стиль одежды, поведение) или внутренних характеристик, а также работа над социальными и профессиональными взаимоотношениями.
Толчком к становлению на путь саморазвития психологи считают наличие чувства неуравновешенности двух своих «Я»: реального и идеального, то каким бы хотелось себя видеть. Это несоответствие собственным ожиданиям может касаться интеллектуального, физического, духовного, эмоционального, психологического, коммуникативного и социального сегмента.
В связи с тем, что феномен саморазвития был выведен в самостоятельную единицу относительно недавно (научных публикаций, статей и точных терминов на сегодняшний день нет), в психологии, как и в философии, это понятие трактуется по-разному:
- как стратегия жизни;
- как жизненная ориентация;
- как одна из форм развития;
- как потребность;
- специфическая деятельность (наиболее популярна).
Отсутствие целостного представления о процессе способствует появлению новых объяснительных подходов и методик. Однако, психологи убеждены, что даже при наличии единого ответа на вопрос «Что такое саморазвитие?», пути работы над собой будут отличаться: человек – прежде всего личность, и цели преследуются разные.
Что дает саморазвитие
Саморазвитие включает в себя несколько обязательных составляющих: повышение собственной осознанности, умение управлять собой (поведение, эмоции, мысли), развитие силы воли, целеустремленность.
Саморазвитие, как и его полное отсутствие, оказывает влияние на выбор профессии, а также на успешность развития карьеры. При приеме на работу рекрутеры оценивают не только деловые и профессиональные качества, но и степень саморазвития: если человек постоянно стремится к расширению собственных знаний и их актуализации, значит, он будет более перспективным для компании.
Естественно, результаты самосовершенствования не ограничиваются исключительно профессиональной деятельностью. Одним из первых этапов работы над собой является принятие и оценка себя: человек анализирует свое место в обществе, семье, коллективе; свои сильные и слабые стороны; цели, которых хочется достичь. Поняв себя, гораздо легче строить гармоничные отношения с окружающими, приходит понимание поступков.
Исходя из теоретической части, саморазвитие – Рог Изобилия, из которого сыплются блага. Но в таком случае, почему такое большое количество людей, занимаясь саморазвитием, не получают желаемого результата, и еще большее число – не стремится к изменениям вовсе?
Проблема развития и саморазвития личности
Приемы работы над собой достаточно просты: самонаблюдение и самоанализ (можно вести дневник), самомоделирование, изучение психологии, чтение литературы. Но даже, внедрив все эти пункты, человек не всегда может достичь той внутренней гармонии со своим «Я».
Одна из главных проблем – неправильная постановка цели. Если говорить о физическом саморазвитии, то самые популярные цели касаются изменений своего тела, например, избавиться от лишнего веса. Но желаемые объемы – это хорошее стремление, но не правильная цель. Правильной целью будет изменение мышления: научиться получать удовольствие от самого процесса (спорт, питание). Стремления часто выдают за истинную цель авторы мотивационных книг и методик, поэтому их так много.
«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти…»
Л. Кэрролл
Кроме того, те раздражители, которые лежат на поверхности, практически всегда имеют внутренний стержень: конфликты с коллегами могут быть вызваны страхом строить доверительные отношения, претензии к весу/параметрам/стилю – неуверенностью в себе, стремления к успеху – потребностями к признанию.
Важно при использовании любых методик для саморазвития – воплощать приемы в реальной жизни. Очень много людей читают книги по психологии, регулярно посещают тренинги или ходят на личные консультации, но результата либо нет, либо он носит временный характер. Мало прочитать/послушать — нужно сделать это правилом своего мышления, своей жизни.
Типы проблем саморазвития
Существует категория людей, которые считают саморазвитие пустой тратой времени, и предпочитают «плыть по течению». Причина такого безразличия, в барьерах, которые мы самостоятельно и с особой тщательностью выстраиваем:
- отсутствие интереса к себе вызывает отторжение к собственному самообразованию;
- неумение использовать рефлексию и идентификацию (средства самопознания);
- неспособность принять свою личность;
- страх снижения собственной самооценки;
- эгоцентризм.
Эти барьеры выливаются в форму психологической защиты: вытеснение (новая тревожная информация исключается), проекция, когда неприемлемые действия приписываются другому человеку, замещение и самообман.
Нельзя также сбрасывать со счетов лень. Проблема профессионального саморазвития часто возникает из-за нежелания менять что-то, и уж тем более менять в себе.
Проблемы саморазвития ребенка заключаются в том, что его не расценивают как равноправный социальный субъект. Хотя на сегодняшний день психологами отмечается позитивная тенденция: ранее предполагалось, что дети дошкольного возраста не способны к самопознанию — только развитие через новые знания, но работать еще есть над чем. Для саморазвития личности ребенка необходимо создавать условия, в которых он сможет проявлять себя, а также строить социально-значимые взаимоотношения, в основе которых общечеловеческие ценности.
Саморазвитие педагога
Важную роль в формировании самопознания и саморазвития ребенка играют педагоги. В условиях динамично развивающегося общества и науки, преподаватели должны заниматься своим собственным саморазвитием (получение новых знаний, использование новых методик), и поощрять это в детях. К сожалению, на данный момент образовательная система испытывает большие сложности в этом вопросе и дальше ситуация будет только усугубляться: часто преподнесенная информация — устаревшая, а демонстрируемая учителем модель поведения – однобока.
Исследования, проводимые психологами, показали что, чем больше педагогический стаж, тем ниже уровень профессиональной рефлексии. Интерес к новым знаниям с годами снижается, закрепляются привычные стереотипы деятельности, уменьшается показатель эмоциональной гибкости и эмпатии.
Следует понимать, что саморазвитие – непростой процесс, в ходе которого придется столкнуться с рядом неприятных открытий (еще бы, ведь они в основном о себе) и сложностей, а финишного пьедестала так и не будет: работать над собой нужно постоянно, это и будет задачей №1.
https://mentamore.com/samorazvitie/problemy-samorazvitiya.html