Степень научной разработанности во введении дипломной работы
Степень разработанности проблемы – это следующий сразу же за актуальностью исследования раздел введения дипломной работы, равно как и любых других ВКР, а также кандидатских и докторских диссертаций, многий научных статей и монографий. Название данного раздела может существенно варьировать («степень изученности темы», например), но смысл в целом сохраняется. Иногда такой пункт введения требуют даже в курсовых работах, рефератах или тезисах докладов на студенческих конференциях. В любом случае весьма логично после того, как мы раскрыли актуальность какой-то научной или практической проблемы, рассмотреть, кто и как до нас этот вопрос изучал или решал.
Что такое «степень научной разработанности темы исследования»?
Итак, степень изученности темы исследования в дипломной (да и не только в ней) – это раздел введения, призванный достичь сразу нескольких целей.
Во-первых, помочь самому автору как бы собрать воедино все его понимание того, кто этой и смежными с ней проблемами занимался раньше, с помощью каких методов ее изучал или решал, какие применял научные теории и подходы, каких результатов при этом достиг и т.д. Это очень важно для того, чтобы найти свою нишу на каком-то исследовательском проблемном поле. Особенно это касается хорошо изученных вопросов, по которым написано уже достаточно много.
Во-вторых, если это ВКР, продемонстрировать аттестационной комиссии и всем присутствующим на защите знание и понимание автором всего того опыта, который уже был накоплен до него в данной области знаний или практической деятельности. Эта цель не менее важна, чем предыдущая, поскольку члены комиссии не должны заподозрить, что выпускник в своем дипломе «изобретает велосипед», то есть рассматривает выбранную им тему с тех позиций, с которых она уже была кем-то рассмотрена, или приходит к выводам, которые кто-то до него уже получил. Поэтому в степени разработанности проблемы всех, кто когда-либо ею занимался, лучше перечислить «с запасом», упомянув даже смежные исследовательские области.
Наконец, в-третьих, данный раздел просто знакомит всех читающих дипломную работу с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых выстроено это конкретное исследование. Конечно, такая цель важна больше для кандидатских или докторских диссертаций, а также для научных книг и статей. Но и дипломные смотрятся куда выигрышнее, если читателя с первых же страниц подробно и обстоятельно посвящают в то, что уже сделано к этому моменту в регионе, в стране или в мире для решения рассматриваемой проблемы.
Как определить и написать степень разработанности темы дипломной работы?
Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас
Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят
Структура изложения информации в разделе «Степень изученности темы» может быть довольно разнообразной. Иногда требуют упоминать сначала зарубежных, а затем отечественных авторов и то же самое касается концепций, теорий, методов, подходов и проч. Иногда все это целесообразно изложить в хронологическом порядке. Причем в каких-то дипломных работах можно встретить рассмотрение вопроса еще с древних взглядов китайских или античных мыслителей, а в каких-то авторы ограничиваются только современным этапом. Где-то такое рассмотрение располагается в порядке от общего к частному (то есть сначала самые общие подходы, общенаучные, общефилософские даже, а в конце относящиеся непосредственно к теме, причем только к ней), а где-то можно увидеть группировку достижений в решении изучаемых вопросов просто по смежным предметным областям.
Как видим, логика построения данного раздела весьма вариативна. Главное только – чтобы она в работе была и, что не менее важно, была бы хорошо заметна даже неподготовленному читателю. Выбор конкретного формата изложения фактических данных о том, кто раньше уже рассматривал заявляемую в работе проблематику, сильно зависит от специальности, ВУЗа, конкретной кафедры, научных традиций в данной области знаний, а также индивидуальных требований научного руководителя. Нередки ситуации, когда на одной и той же кафедре научные руководители настолько по-разному требуют писать многие разделы введения, что на защите еще и спорят между собой о том, как правильнее это делать.
Примеры написания степени разработанности темы исследования
Далее приведем примеры формулировок степени изученности в дипломных работах для различных специальностей.
Пример 1. Специальность «Документоведение»
«В документоведении известны исследования, в которых работа с документами общества с ограниченной ответственностью (ООО) рассматривалась в юридическом аспекте (И.А. Косов, Б.С. Альбрехт, С.Д. Могилевский и др.) и в аспекте оформления кадровых документов (М.В. Кирсанова, А.В. Верховцев и др.). Особенности документирования организационно-распорядительных и информационно-справочных документов, функционирующих в частных фирмах, затрагивалась в работах Е.Ю. Кошелевой, Р.А. Гутгарц, Л.Р. Фионовой и др. При этом такая важная сфера жизни предприятия, как соблюдение трудовой дисциплины, в документоведческом аспекте исследователями не рассматривалась. Так, не была предметом специального рассмотрения процедура наложения дисциплинарного взыскания в ООО. Недостаточно изучены особенности применения внешних нормативных документов в деятельности ООО, создания документов локального значения, оформления документов и т.д. Все это определяет необходимость продолжать исследования в данном направлении».
Пример 2. Специальность «Маркетинг»
«Акцент на изучение маркетинга мест был сделан в работе Ф. Котлера, К. Асплунд, И. Рейна и Д. Хайдера. Различным аспектам маркетинга и брендинга территорий посвящены статьи С. Анхольта, П. Берга, Д. Брайтермана, И. Важениной, Д. Визгалова, С. Волкова, С. Дэвиса, К. Динни, М. Джиованарди, С. Зенкера, М. Каварациса, А. Лукарелли, А. Мазуренко, А. Панкрухина, Т. Поляковой, Д. Парментера, С. Пасквинелли, А. Раджагопала, Э. Стивенса, Д. Фролова, Л. Шаховской, Дж. Хоутона, Б. Якобсена и др. На развитие теории социально-экологических систем наибольшее влияние оказали труды нобелевского лауреата Э. Остром и ее коллег Дж. Андериеса, М. Янссена, а так же Дж. Камминга, А. Регми, К. Редмана, О. Цифдалоза, К. Фолка. Принципы маркетинга 3.0, включая экологическую ответственность компаний, описаны Ф. Котлером, Х. Картаджайей и А. Сетиаваном».
Пример 3. Специальность «Математика»
«За последние несколько десятилетий был опубликован ряд работ, посвященных получению аналогичных результатов на произвольных некомпактных римановых многообразиях. В частности, приводятся условия выполнения теорем типа Луивилля на некомпактных римановых многообразиях в терминах роста объема, выполнения изопериметрических неравенств, условий на кривизну и т.д. К числу одного из первых эффектных геометрических результатов относится известная теорема Ченга-Яу, которая утверждает, что если на многообразии объем геодезического шара растет не быстрее R-квадрат при R стремящимся к бесконечности, то многообразие имеет параболический тип. В ряде работ рассматривались аналогичные задачи для линейных эллиптических уравнений, более общих, чем уравнение Лапласа-Бельтрами. В частности, рассматривались различные классы решений стационарного уравнения Шредингера».
Пример 4. Специальность «Психология»
«Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского этапа развития личности (Д. Винникотт, А.И. Захаров, М. Кляйн, А.Е. Личко, К. Роджерс, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.). В отечественной психологии наблюдается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением работы психологической службы семьи, на сегодняшний день сохраняется недостаток методов диагностики детско-родительских отношений как со стороны родителей, так и со стороны детей».
Очевидно, что при всех различиях в специфике тех областей знаний, из которых взяты приведенные выше примеры, разделы «Степень разработанности» в них весьма похожи. Более того, в отличие от актуальности, здесь уже определить по фрагменту текста специальность очень просто, так как конкретики по сравнению с предыдущим разделом существенно больше.
В степени разработанности дипломной работы уже крайне необходимо указывать конкретные фамилии авторов, названия теорий и концепций, соблюдать строгий научный стиль изложения.
Отметим при этом, что в реально защищенных дипломных работах по самым разным специальностям до сих пор очень часто просто отсутствует данный раздел, несмотря на требования в методических рекомендациях.
Итак, если актуальность исследования – это описание проблемы, то степень ее разработанности или изученности – это краткое изложение предшествующего опыта ее решения. Эти разделы весьма удачно дополняют друг друга. Поэтому отсутствие хотя бы одного из них делает введение куда менее содержательным и информативным. И, наоборот, грамотно и четко сформулированные актуальность и степень разработанности темы заметно усиливают положительное впечатление от дипломной работы.
https://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/stepen-razrabotannosti-temy