Семья как социальный институт
В этой статье мы расскажем о семье как социальном институте: ее определении, роли, основных функциях, признаках и проблемах. Ее значение в развитии общества сложно переоценить. Именно она выступает основным носителем преемственности, через нее реализуются брачные, родственные, правовые, хозяйственные, этнические и психологические связи.
Семья и брак как социальные институты общества
Генеалогия определяет семью как общность кровных родственников и людей, связанных в результате заключения брака. А современное российское право под данным термином понимает группу людей, объединенных личными обязанностями и правами, которые являются следствием женитьбы, родства или опекунства.
Она обладает следующими характеристиками:
- Организовывает быт. Этот вид общности означает наличие у партнеров общего бюджета, бытовых взаимоотношений и ответственности.
- Основывается на браке, который является формой взаимодействия между мужем и женой, определяет права и обязанности супругов в родительской, финансовой и других сферах, и регулирует их интимную жизнь.
- Она является малой социальной группой.
- Описывает отношения партнеров с родственниками и детьми. Так как, помимо союза, основанием такой общности бывают родство и опекунство.
Социология рассматривает понятие семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малую группу. Первый отвечает за обеспечение потребностей общества, а вторая отвечает за удовлетворение нужд каждого из членов группы.
Назначение подобного объединения с точки зрения общественных интересов – воспроизводство населения. Но помимо реализации общественной и личной потребности в деторождении, такие группы выполняют и другие функции:
- Хозяйственно-экономическую. Супруги ведут общее хозяйство, совместно обеспечивают находящихся на их иждивении членов семьи и ухаживают за пожилыми родственниками и детьми.
- Воспитательную. В рамках общности проводится воспитание детей, их первоначальная социализация и передача им культурных и личностных ценностей.
- Производственную. В современном обществе эта функция утратила свое значение, так как производственная деятельность сейчас выведена за рамки этого объединения.
- Организация досуга. Это функция приобретает особую важность, так как сейчас семья становится основным местом отдыха.
- Эмоциональная. Сюда входит построение комфортных отношений внутри группы, взаимное обогащение интересов и психологическая помощь в рамках группы.
- Социального контроля. Родственники обеспечивают выполнение определенных социальных норм, в том числе и теми, кто по каким-то причинам не обладает способностью самостоятельно учитывать принятые в обществе правила.
- И другие.
Считается, что семья передает наиболее ценный опыт, накопленный старшими поколениями. Но нужно учитывать, что передача не ограничена только одобряемой обществом информацией, так как процесс отбора, усвоения и переработки этих сведений производится исходя интересов в конкретных людей. В рамках этой общности могут закладываться в качестве ценностных ориентиров и вредные привычки, такие как: алкогольная зависимость, курение, безнравственность и т. д.
Воспроизводство населения является одной из важнейших функций семьи как социального института. Потребность в рождении детей соответствует инстинктам и полезна обществу. Но одновременно реализация этой роли приводит увеличению патологического груза. По статистике, женщины с высшим образованием рожают реже тех, у кого есть только начальное. Это означает, что дети чаще появляются у родителей с нестабильным финансовым положением и менее подготовленных к необходимости воспитания ребенка. Время, которое женщина тратит на уход за маленьким ребенком, выполнение домашних дел и обязанностей, тормозит реализацию ее способности в профессиональной сфере.
Специфика семьи как социального института
Она имеет устойчивую структуру. Эта общность является саморегулирующейся системой, в которой все участники сами формируют культуру общения, вырабатывают общие жизненные ценности. В течение этого процесса могут возникать конфликты и противоречия, разрешение которых достигается в результате взаимных уступок и соглашений. Эти меры по налаживанию взаимодействия производятся за счёт внутренней культуры людей, их нравственной и зрелости и способствует их личностному развитию.
Следующая особенность – ее связь с другими институтами: государством, культурой, религией, образованием, общественным мнением и т. д. Так как эта форма общности узаконена обществом, она регулируется с помощью норм права и морали, а также санкций, направленных на ее поддержание.
Развитие семьи как социального института
Обычно выделяют следующие этапы этого процесса:
- Добрачный.
- Создание союза.
- Становление.
- Начало и окончание деторождения.
- Воспитание детей.
- Отделение от семьи последнего ребенка.
- Распад в результате смерти супруга или развода.
Каждый из этих периодов обладает своими социальными и экономическими особенностями.
Виды и формы семейных и брачных отношений
На разных этапах экономического и социального развития, а также при наличии особых культурных, религиозных и этнических условий брак принимает различные формы.
Под семьей обычно понимается пара с одним или несколькими детьми, или без них. Или же подобная пара в прошлом, распавшаяся по причине развода или смерти одного из супругов. В этом случае группа из мужа или жены и детей, называется «неполной».
По своему типу отношения разделяют на:
- Нуклеарные. Общность состоит только из мужа, жены и детей, находящихся на иждивении.
- Расширенные или патриархальные. В этом случае в группу так же включают еще и представителей других поколений семьи: дедушек, бабушек, внуков, двоюродных братьев и сестер и т. д.
Для социума, сохранившего традиционное распределение ролей, более характерен расширенный тип. А современное общество больше склоняется нуклеарным взаимоотношениям.
По форме брак может быть:
- Моногамный. В союз вступает пара – один мужчина и одна женщина.
- Полигамный. Во втором случае в отношениях более двух партнеров. Большинство таких отношений встречаются в традиционных обществах, и связаны с религиозными или экономическими причинами.
В определенных странах можно найти примеры редкой формы полигамии – группового брака, при котором в одном союзе участвуют несколько мужчин и женщин. А например, для восточных стран характерна полигиния – многоженство, при котором у одного мужчины несколько жен. Но есть культуры в которых встречается полиандрия. В этом случае в семье одна жена и несколько мужей.
Исторически по распределению власти семейные отношения делятся на:
- Матриархат – правом на принятие основополагающих решений обладают женщины.
- Патриархат – основная власть принадлежит мужчинам.
- Демократическая семья. Партнеры в равной степени способны обеспечивать семейную жизнь и равны по статусу.
По принципу выбора партнеров существуют следующие формы брачных отношений:
- Эндогамия. Супругов выбирали из членов того же клана, племени или группы.
- Экзогамия. В этом случае исключаются отношения в пределах узкого круга: семьи, племени, клана и т. д. В цивилизованных странах из-за опасности вырождения и появления наследственных заболеваний запрещены союзы между родственниками.
Также эти объединения могут классифицироваться с точки зрения ее проживания, типа воспитания детей, места человека в семье, количества детей и многих других факторов.
Проблемы современной семьи как социального института
С точки зрения выполнения своего основного назначения как социального института семья имеет следующие сложности:
- Большое количество разводов, низкая репродуктивная и воспитательная способность приводит к тому, что современные брачные отношения не удовлетворяют основные потребности общества.
- Производственный, технический и социальный прогресс привели к появлению противоречий между профессиональными и традиционными семейными мужскими и женскими ролями, что в свою очередь снизило сплоченность общности такого вида как группы.
- Традиционные брачные союзы потеряли свою престижность для молодёжи.
Изменения в обществе привели к появлению большого количества нетипичных семей:
- Материнские, при которых женщины решают родить ребенка вне брака или серьезных отношений.
- Неполные. Этот вид образуется в результате развода.
- Молодежные, в которых партнеры живут вместе, но не оформляют свой союз. И женятся только после обнаружения желанной беременности. Впрочем, далеко не все отношения заканчиваются браком.
- Сожительство, при котором женатый мужчина живет и имеют общего ребенка с незамужней женщиной.
- «Годвин-браки», в которых супруги живут, владеют имуществом и ведут хозяйство раздельно.
Также распространены семьи только с одним ребенком, одиночки, отказывающиеся от любых отношений, и пробные браки. Основные причины таких изменений две:
- Укрепление экономической самостоятельности женщин, а также существенная государственная материальная помощь матерям-одиночкам и пожилым людям, что позволяет пожилым людям жить отдельно от детей, и снимает зависимость женщины от кормильца мужчины.
- Демократизация, дающие равные права людям любого пола и возраста. Таким образом, женщина может сама решить вопрос необходимости супружеских отношений с мужчиной.
К побочным причинам, приводящим к такому большому количеству разводов, можно отнести отсутствие религиозной и государственный основы брака, а также развитие медицины и контрацепции, позволяющие регулировать рождаемость.
Существует немало прогнозов о будущем семьи и положительных и негативных. Но даже в отношении общей направленности изменений серьезные исследователи не заглядывают в далеко из-за недостатка статистической информации. Но существует предположение, что сейчас происходит эволюция этой общности в новую форму. Предполагается, что при этом типе брака отношения будут строиться в качестве союза между равноправными личностями.
А сейчас в современном обществе наблюдается следующее направленности:
- Получил распространение демократический (эгалитарный) тип отношений.
- Начался переход от патриархальных форм к нуклеарным группам.
- Права и обязанности супругов четко не фиксируется.
- Изменились функции семьи.
- Уменьшилось количество детей.
- Уменьшился общий рост браков и увеличилось количество разводов, одиноких людей или живущих в пробном браке.
https://xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/semya-kak-socialnyj-institut