Правосудие и международное право
Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является разработка свода норм международного права — конвенций, договоров, стандартов, — необходимых для поощрения экономического и социального развития, а также для укрепления международного мира и безопасности. Многие договоры, инициатором составления которых была Организация, составляют основу законодательства, определяющего отношения между странами. Хотя деятельность Организации в этой области не всегда находится в центре общественного внимания, она влияет на каждодневную жизнь людей во всем мире.
Устав ООН призывает Организацию содействовать урегулированию международных споров мирными средствами, включая арбитраж и судебное разбирательство (статья 33), а также поощрять прогрессивное развитие международного права и его кодификации (статья 13).
На хранении у Генерального секретаря ООН находится более 560 многосторонних договоров, многие другие договоры находятся на хранении у государств-членов или других сторон. Эти инструменты охватывают широкий спектр вопросов, таких как права человека, разоружение и защита окружающей среды.
Генеральная Ассамблея как форум для принятия многосторонних договоров
Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств — членов ООН и является главным совещательным органом по вопросам международного права. Действительно, часто многосторонние договоры принимаются Генеральной Ассамблеей, а затем их открывают для подписания и ратификации. Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (Комитет по правовым вопросам) оказывает содействие в работе Генеральной Ассамблеи и выносит рекомендации по существенным правовым вопросам. Этот Комитет также состоит из представителей всех государств-членов.
За время своего существования Генеральная Ассамблея приняла ряд многосторонних договоров, включая следующие:
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год)
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год)
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год)
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год)
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год)
- Конвенция по морскому праву (1982 год)
- Конвенция о правах ребенка (1989 год)
- Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год)
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 год)
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005 год)
- Конвенция о правах инвалидов (2006 год)
- Конвенция о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (2008 год)
- Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (2008 год)
Во многих областях правовой деятельности Организация Объединенных Наций выступает в качестве первопроходца, решая вопросы международного масштаба. Организация является инициатором усилий по разработке правовой базы в таких областях, как защита окружающей среды, регулирование трудоустройства мигрантов, контроль за оборотом наркотиков и борьба с терроризмом. Организация продолжает эту работу, по мере того как международное право приобретает все более важную роль во все более широком спектре вопросов, включая международные нормы в области прав человека и международное гуманитарное право.
Чтобы побудить государства-члены подписать конвенции или сдать на хранение обязательные документы по этим договорам, Организация Объединенных Наций проводит ежегодные, а также специальные договорные мероприятия. Договорное мероприятие 2023 года было посвящено поощрению всеобщего участия в многосторонних экологических соглашениях в интересах более здоровой планеты.
Развитие международного права и его кодификация
Комиссия международного права
Комиссия международного права, учрежденная Генеральной Ассамблеей в 1947 году, содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права. Комиссия состоит из 34 членов, которые вместе представляют основные правовые системы мира и выступают как эксперты в своем личном качестве, а не как представители своих стран. Они занимаются рассмотрением широкого круга вопросов, касающихся регулирования отношений между государствами, в консультации, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса, с Международным комитетом Красного Креста, Международным Судом и специализированными учреждениями ООН. Основная часть работы Комиссии касается подготовки проектов документов по различным аспектам международного права.
В некоторых случаях Комиссия сама выбирает тему, над которой она работает, в других случаях тему для рассмотрения передает ей Генеральная Ассамблея. После того как Комиссия завершила работу над темой, Генеральная Ассамблея время от времени созывает международную конференцию полномочных представителей, чтобы включить проект документа в ту или иную конвенцию. После этого соответствующая конвенция открыта для подписания государствами, которые тем самым становятся ее участниками и официально соглашаются соблюдать ее положения. Некоторые конвенции составляют основу законодательства, регулирующего отношения между государствами. К их числу относятся:
- Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 год)
- Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 год)
- Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 год)
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 год)
Международное гуманитарное право
Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных. Основными его документами являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного комитета Красного Креста.
Организация Объединенных Наций взяла на себя ведущую роль в усилиях по развитию международного гуманитарного права. Совет Безопасности все активнее участвует в защите гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов, содействуя соблюдению прав человека и защите детей в ходе военных действий.
Судебное урегулирование споров
Международный Суд
Международный Суд, штаб-квартира которого находится в Гааге, является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Фото ООН / ICJ / Capital Photos / Джеральд ван Даален
Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. С момента своего основания в 1946 году Суд рассмотрел более 190 дел, а также вынес многочисленные постановления по спорам, переданным ему на рассмотрение государствами, и консультативные заключения по юридическим вопросам, направленным учреждениями системы ООН. Большинство дел было рассмотрено Судом в полном составе, однако несколько дел по просьбе сторон было передано на рассмотрение специальным палатам.
Суд выносит решения по международным спорам, касающимся, среди прочего, экономических прав, прав прохода, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических отношений, захвата заложников, права на убежище и права на гражданство. Государства передают свои споры в Суд для беспристрастного правового урегулирования своих разногласий. Обеспечивая мирное урегулирование таких вопросов, как границы на суше и море и территориальный суверенитет, Суд во многих случаях способствовал предотвращению эскалации конфликтов.
Международное уголовное правосудие
Международное сообщество давно стремилось создать постоянный международный суд для расследования наиболее серьезных международных преступлений, и в XX веке удалось достичь консенсуса в определениях геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений.
Трибуналы
После Второй мировой войны на Нюрнбергском и Токийском процессах расследовались военные преступления, преступления против мира и преступления против человечности, совершенные в ходе Второй мировой войны.
Временные и специальные трибуналы, работавшие при содействии ООН, внесли вклад в борьбу с безнаказанностью, а также привлечению к ответственности лиц, виновных в наиболее серьезных преступлениях. В 1990-х годах после окончания Холодной войны были учреждены Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) (1993-2017 гг.) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) (1994-2015 гг.) для расследования преступлений, совершенных в конкретный период времени в условиях конкретного конфликта. То же относится и к трем другим трибуналам, которые были учреждены самими заинтересованными государствами, но при значительной поддержке ООН: Специальному суду по Сьерра-Леоне (2002-2013 гг.), Чрезвычайным палатам в судах Камбоджи (2006-2022 гг.) и Специальному трибуналу по Ливану (2007-2023 гг.). Данные механизмы являются временными и должны быть распущены после того, как все их дела рассмотрены. Большинство из них сейчас работают в остаточном режиме, выполняя основные функции после завершения своих мандатов. Остаточные функции МТБЮ и МУТР выполняются Механизмом для международных уголовных трибуналов.
Международный уголовный суд
Идея создания постоянного международного суда для расследования преступлений против человечности была впервые рассмотрена Организацией в контексте принятия Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год). В течение долгого времени прогрессу в этой области препятствовали разногласия по этому вопросу . В 1992 году Генеральная Ассамблея поручила Комиссии международного права подготовить проект устава такого суда. Его создание ускорили трагические события, происходившие в то время в Камбодже, бывшей Югославии и Руанде.
Международный уголовный суд (МУС) обладает юрисдикцией для судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении геноцида, военных преступлений или преступлений против человечности. Также Суд будет обладать юрисдикцией в отношении преступлений агрессии, после того как будет достигнуто соглашение об определении этого вида преступления. В функциональном и юридическом отношении МУС является независимым от ООН органом и не входит в систему ООН.
Отношения между ООН и Судом регулируются Соглашением о взаимоотношениях между Международным уголовным судом и Организацией Объединенных Наций. Совет Безопасности может возбудить дело для рассмотрения в Суде или передать в Суд ту или иную ситуацию, не подпадающую в противном случае под его юрисдикцию.
В состав Суда входят 18 судей, избираемых государствами-участниками на срок, не превышающий 9 лет, с тем условием, что судья должен продолжать выполнение своих обязанностей до завершения всех ведущихся судебных или апелляционных разбирательств с его участием. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.
Дополнительные ресурсы
- Сборник договоров
- Международный Суд
- Международный уголовный суд
- Мировой океан и морское право
https://www.un.org/ru/global-issues/international-law-and-justice