Культура Китая

Культура Китая

Культура Китая, основанная на ханьской культуре, сформировалась путем интеграции культурных элементов различных регионов и этнических групп страны. Она отражает уровень социально-политического, экономического и технического развития Китая.

Особенности формирования китайской культуры

Китайская культура охватывает огромный и сложный комплекс достижений в разных областях, древнейшие из которых насчитывают 10 000 лет, то есть они появились на территории Китая, одного из самых ранних геополитических образований современного мира. Хотя в китайской культуре преобладает традиционная культура народа хань с его поэзией, каллиграфией, ритуалами, музыкой она включает в себя элементы многих этнических меньшинств.

КНР можно считать прямой наследницей империи Цинь или даже шире от династии Шан до 2 тысячелетия до нашей эры. Эта преемственность, позволившая эффективно распространять практики и концепции, придает некоторым элементам китайской культуры обобщенный аспект, выходящий за рамки региональных и исторических различий. В качестве примера можно привести конфуцианство с его концепцией социальных и семейных отношений, и даосизм с его метафизическими концепциями и религиозными практиками, принятыми в китайском мире.

Многие черты, характерные для цивилизаций, развились в Древнем Китае ко 2 тысячелетию до нашей эры. Эти особенности включают урбанизацию, дворцовые и храмовые постройки, металлургию, письменность, институционализированную социальную стратификацию. Однако некоторые из этих особенностей имеют лишь внешние сходства с другими цивилизациями. При детальном изучении каждого аспекта заметны существенные различия. Так в Древнем Китае металлургия бронзы применялась на политическом уровне в виде ритуальных сосудов и оружия, тогда как каменные орудия земледелия оставались неизменными от неолита до бронзового века. Самые ранние города построены как политические центры, не экономические очаги.

Центральное место в китайской культуре и ее традициях занимает письменность. Ученые обнаружили идеографические надписи на керамике, датируемые примерно 4000 г. до н.э., а письменный язык непрерывно развивался с конца периода Шан.

  • Письменность – это средство сохранения и распространения культуры. Действительно, китайское слово культура文化 (вэньхуа) означает «просвещение», «образование».
  • Владение письменностью ставило китайскую цивилизацию в положении центра мира, в отличие от всех некитайских народов, которых китайцы относили к категории «варваров».
  • Письменность и культура неразрывно связано с государственным управлением, поскольку знание письменной традиции на протяжении тысячелетий считалось необходимым и обязательным навыком для получения должности.

Таким образом, начиная с костей оракула династии Шан и заканчивая изобретением подвижного шрифта, китайская культура в форме письменных произведений оставалась ключевым фактором в развитии политической мысли и инструментом управления.

Духовные и философские основы китайской культуры

История китайской мысли унаследована от предков и полностью переплетена с развитием религиозных движений. Традиционные верования можно резюмировать как уважение неба и предков и они появились задолго до конфуцианства. Они соответствуют народным обычаям, связанным с аграрным культом и культом семьи, и никогда не обесценивались официальными религиями. Китайцы, по своей природе, не богословы, а ритуалисты, они глубоко верят в историю и традиции (но история лишь носителем традиции, не сама традиция).

В настоящее время в духовной практике китайцев многие обряды по-прежнему пользуются большим уважением и глубоко укоренились в коллективном и индивидуальном сознании. Цзя (клан) и сяо (сыновняя почтительность) составляют основу рефлексивности китайских служащих в их стратегиях профессиональной карьеры, в то время как они лежат в основе обрядов образования, принятых Конфуцианским каноном.

Читать статью  Судебник 1497 года - причина принятия, общая характеристика и содержание свода законов

Соблюдение обрядов в компаниях не всегда очевидно (хотя во многих случаях соблюдение семейных обрядов, таких как сыновняя почтительность или гуаньси намного перевешивает императивы компании), с другой стороны, они определяют ритуализированные способы мышления и действия.

В Китае обряды рассматриваются не как религиозные или церемониальные практики (даже если иногда они могут принимать такой аспект), а скорее как правила социального взаимодействия. Уважение к этим обрядам позволяет интернализировать моральные ценности, характерные для культурной группы, связывающей религиозные заповеди (конфуцианцы, даосы или даже буддисты) и наследие «пяти классиков» традиционной литературы.

Наука

История китайской науки объединена с китайской мыслью. Они дополняют друг друга, составляя важную часть мировой научной и культурной истории. Китайская наука зародилась в доциньский период и была вдохновлена философами того времени, которые сосредоточились на логическом мышлении, эпистемологии и геометрических исследованиях, а также знаменитыми учеными, ценившими дебаты.

Популяризация бумажного производства во времена династии Хань создала условия для сохранения научных идей и дебатов предшественников, которые последующие поколения могли улучшить или опровергнуть в ходе дебатов, формируя традицию эмпирической науки. Во времена династий Суй и Тан, также династии Сун китайская наука долгое время была мировым лидером.

Научные труды древнего Китая в настоящее время широко документированы и охватывают несколько основных отраслей науки – математику, медицину, естественные науки, архитектуру и инженерное дело, а также субдисциплины, как сельское хозяйство, навигация, психология, картография и геофизика. В них систематически регистрируются открытия технологий того времени. Древнекитайские ученые первыми наблюдали за солнечными пятнами, исследовали магнитные явления, а также рассчитывали величину π.

Традиции китайской науки и математики привели к техническому развитию сельского хозяйства, текстиля и ремесел, литейной промышленности, торговли и оружия. Замечательные изобретения и технологические достижения китайской цивилизации не только сформировали, но и продолжают влиять на современный мир, как и в начале своего существования.

Упряжь, стремя, арбалет, фарфор, бронзовое и чугунное литье, сталь, порох, бумага, подвижный шрифт, бумажные деньги, механические часы, экваториальная монтировка, тачка, поршень, кривошип, лодочные колеса, компас – лишь некоторые из технологических достижений Китая, оказавших большое влияние на мировую историю.

Литература

Китайская литература занимает особое место в истории человечества, учитывая культ письменности в Китае и уникальность китайских иероглифов, которые возникли в ходе гадательных обрядов и радикально отличаются от фонетических систем, используемых в большинстве других языков.

Поэтому можно считать, что зарождение китайской литературы произошло в то время, когда китайские идеограммы покинули свое первоначальное предназначение и стали самостоятельными иероглифами, вероятно, в 2000 году до н.э. Эти ранние сочинения, однако, сохраняют каноническую строгость или философское призвание, что иногда создает проблемы с западным понятием «литература».

Литературные вершины династии Западная Чжоу – «Книга перемен » и «Книга песен». «Книга Перемен» выражает философию и космологию китайской классической культуры , используя центральную идею двух элементов инь и ян и используя единство противоположностей для описания изменений всех вещей в мире. «Книга песен» («Ши-цзин») – самый ранний сборник стихов в Китае, содержащий 305 народных песен и ритуальных псалмов.

В жанровом отношении в китайской литературе всегда доминировала поэзия, достигшая пика в династии Тан, когда появились великие поэты, как Ли Бай и Ду Фу. Хотя династию Тан называют «золотым веком» китайской поэзии, известные поэты были при каждой династии, а сочинительство поэтических произведений практиковалось большинством образованных китайцев.

Читать статью  Судебник Ивана 3

Содержание китайской поэзии – в основном лирические стихи с темами природных пейзажей и восхваления дружбы. Второй сборник – «Чу Ци», антология китайской поэзии, включающая творения, традиционно приписываемые Цюй Юаню и Сун Ю периода Сражающихся царств, а также большое количество произведений, написанных несколько столетий спустя, во времена династии Хань.

Историческое повествование в Китае не имеет себе равных в мире. Двадцать пять династических историй хранят уникальные записи от династии Ся до династии Цин. Традиция народных романов берет начало в династии Юань и становится основной в династиях Мин и Цин. Среди всего многообразия китайской литературы выделяют пять романов, непревзойденные по величию и влиянию:

  • Речные заводи
  • Путешествие на Запад
  • Цветы сливы в золотой вазе
  • Троецарствие
  • Сон в красном тереме

В этот список можно добавить еще «Неофициальную историю конфуцианцев». К большому сожалению китайские литературные и поэтические произведения сложно переводить на другие языки. Серьезных переводчиков можно пересчитать по пальцам.

Живопись

Традиционная китайская живопись известна как даньцин. В узком смысле она относится к живописи тушью и акварели, в широком – каллиграфии, фрескам, парчовой росписи, вышивке, и другим формам изобразительного выражения, даже к росписям на керамике, резьбе по камню и новогодним картинкам (няньхуа). Самая ранняя картина на шелке – «Дракон и феникс», найденная в гробнице периода Восточной Чжоу.

Китайская живопись – это искусство с глубоко укоренившимися традициями и уникальным стилем, использующее структуру «точки и линии» и кисть для каллиграфии, чернильную палочку, шелк и сюаньчжи («рисовую бумагу») в качестве основных инструментов. Основные жанры китайской традиционной живописи – портрет, пейзаж (горы-и-воды), «птицы и цветы».

Развивалась китайская живопись с периода Сражающихся царств до династий Цинь и Хань. Картины с изображением человеческой фигуры появились ещё в период Сражающихся царств и достигли зрелости в периоды Вэй, Цзинь, Северной и Южной династий.

Во времена династии Тан начинает процветать фигурная живопись. Созрел как жанр пейзаж (шань-шуй), тщательно прорисованный яркими красками. Также была разработана техника нанесения мазков монохромными чернилами. Изображения запечатлевались в формах, наводящих на размышления.

В конце династии Тан и в эпоху пяти династий и десяти царств достигнуты большие успехи в жанре «птицы и цветы» (хуа-няо). Жанр охватывает «цветы, птицы, рыбы и насекомые» (хуа, няо, юй, чун). Таким образом, он имеет дело с широким диапазоном природных мотивов. Изначально он выступал только в качестве орнамента для повседневной утвари, затем как символические, метафорические и аллегорические элементы на фоне картины с изображением человеческих фигур и, наконец, как автономные сюжеты. Зрелости и расцвета жанр достиг при династии Северная Сун. В последующие периоды (династии Юань, Мин, Цин) хуа-няо вошел в сферу чистого искусства, воплотившего эволюцию идей и традиционное мышление.

Династии Тан и Сун стали свидетелями расцвета портретов, шань-шуй, хуа-няо. Художники этого периода использовали реалистичные репрезентативные стили и техники, в том числе тщательную манеру с тяжелыми цветами, монохромную живопись тушью, технику разбрызгивания чернил и метод рисования «без костей» (могу шаншуй, иначе без контура).

Во времена династии Сун приобретает ценность «живопись литераторов». Она подчеркивает субъективный подход к природе с помощью мазков и поэтического настроения. Бумага сюань становится излюбленным средством для выражения красоты рисунков кистью и тушью. Живопись литераторов превратила реализм в экспрессионистский стиль, стремясь к привлекательности мазка.

Читать статью  Семейные правоотношения

Архитектура

Китайская архитектура – воплощение архитектурных стилей, разработанных в Китае на протяжении тысячелетий с доугун (системой подкровельных кронштейнов) и карнизами как основными особенностями.

Структурные принципы оставались в значительной степени неизменными, а основные изменения касались только различных деталей отделки интерьера. В большинстве китайских зданий, если кратко, принята лево-правая симметричная структура и используется больше закрытых открытых пространств, фэн-шуй, акцент на иерархии и аллюзии на различные космологические, мифологические или в целом символические элементы.

Китайская архитектура традиционно классифицирует строения по типу – от пагод до дворцов. Из-за частого использования древесины, относительно хрупкой конструкции, монументальные здания плохо сохранились, поэтому большая часть исторических знаний о китайской архитектуре исходит из сохранившихся артефактов, таких как керамика, модели, документы, другие культурные реликвии.

Несмотря на существование общего стиля, китайская архитектура значительно различается в зависимости от региона или принадлежности, например, были ли здания построены для императора, простых людей или в религиозных целях, и существует еще больше вариаций дизайна, отраженного в наследии различных народов.

Музыка

Китайская традиционная музыка значительно отличается от западной. Прежде всего, в китайской гамме только пять нот. Кроме того, в ней нет гармонии – все певцы или инструменты следуют мелодической линии. Вокал исполнялся тонким, нерезонансным голосом или фальцетом. Инструментальная музыка – на солирующих инструментах или в небольших ансамблях из щипковых и смычковых струнно-смычковых инструментов, флейт, различных тарелок, гонгов, барабанов.

Одно из лучших событий, когда можно услышать традиционную китайскую музыку,– похороны. Музыка насыщена перкуссией и наполнена заунывными мелодиями соны (язычкового музыкального инструмента).

«Нангуань» (любовные баллады 16-го века), музыка «шелка и бамбука», «сяншэн» (диалоги, похожие на комические оперы) до сих пор исполняются местными ансамблями, импровизированными чайными собраниями и гастролирующими труппами.

Театр

Традиционная драматургия, часто называемая «китайской оперой», выросла из цзацзюй династии Юань и продолжает существовать в 368 различных формах, наиболее известная из которых Пекинская опера.

Юаньская драма представляла виртуозные песни и танцы, организованные вокруг сюжетов на исторические и популярные темы. Оперы исполнялись в специальных театрах с яркими декорациями исполнителями в сложных костюмах. Из юаньской драмы развились поздние формы, в том числе современная цзинси (пекинская опера) и другие региональные формы, в которых представлены песни и танцы, интересные костюмы и реквизит, а также демонстрация боевых искусств и акробатики.

Стили китайского театра/оперы включают также «сяншэн» (диалоги, похожие на комическую оперу), рассказывание историй, пьесы теней, кукольный театр, перчаточный кукольный театр и кукольную оперу.

Современная культура в Китае

В свете истории Китая и глобальных фундаментальных изменений китайцы стали восприимчивы или «открыты» для внешнего мира только в течение последних 50 лет. После радикальной трансформации города коммерциализировались и акционировались. Сегодня китайцы много путешествуют, получают образование за границей, изучают другие языки. Хотя поведение остается регламентированным, а культура в основе отсылает к феодальному прошлому страны.

Современная китайская культура находится под сильным влиянием самобытного сочетания укоренившихся традиций и быстрой модернизации. В менталитетах молодых и пожилых, городских и сельских жителей прослеживается четкий разрыв в социальных установках. Старшее поколение и сельские жители, как правило, ценят традиционную культуру, поддерживают ее. С другой стороны, китайская молодежь и горожане с большим энтузиазмом воспринимает прогрессивные идеалы. Тем не менее, в стране сохраняется фундаментальное понятие того, что значит быть китайцем.

https://okitay.ru/kultura-kitaya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *