Родители и дети — психология взаимоотношений

Комментарии к записи Родители и дети — психология взаимоотношений отключены

Родители и дети — психология взаимоотношений

Отношения родителей и детей — этот тот параметр, который сильнейшим образом определяет будущее ребёнка. Если родитель не может адекватно и правильно выстроить отношения — это может привести либо к сегрегации, либо к атомизации, что в равной степени не хорошо. Также, неправильные взаимоотношения детей и родителей могут просто привести к психологическим проблемам с обеих сторон.

Отношения между родителями и детьми — какие бывают

Семейные отношения сложно как-то классифицировать, так как есть большая разница между подходами, культурой и методами воспитания. Но точно можно сказать, что отношения родителей и детей — это целый комплекс, который состоит из следующих типов:

  • Социально-биологические. Самое первое, чем родитель должен обеспечить ребёнка — это базовые биологические потребности: питание, гигиена, сон и отдых.
  • Правовые. Человек существо социальное и живёт в правовом мире, поэтому до момента взросления всю ответственность за малышей родитель берёт на себя. При этом важно объяснять чаду, что такое ответственность и право, что они медленно будут переходить к нему. Нельзя допускать «пропасти» между детством (ни за что не отвечает) и совершеннолетием (когда родителей самоустраняются).
  • Хозяйственно-экономические. Человек любого возраста — это часть общества, как глобального, так и малого (семья). Поэтому важно приучить его к пониманию стоимости денег и труда. Родитель должен научить тратить и зарабатывать средства, не забывая и о прививании навыков заботы о других.
  • Нравственные. Само воспитание детей, куда входит гуманизм, альтруизм и желание учиться и обрабатывать информацию.
  • Педагогические. Каждый свой шаг родитель должен в какой-то мере озвучивать и обучать своего ребёнка азам педагогике, чтобы по такой же манере он смог обучать своих детей.
  • Психологические. Не менее важные отношения, так как между родителем и ребёнком (и не только) должны быть хорошие отношения без причинения эмоционального и психологического вреда с обоих сторон.

Важность взаимоотношений в семье, какими должны быть правильные

Если говорить о более широкой классификации, то взаимоотношения в семье с ребенком делятся на:

  • Нормальные. Здесь всё просто. При таком раскладе ребёнок — это полноценная часть общества, который полностью готов к миру и принимает его таким, какой он есть. Проявляются личные качества и индивидуальность.
  • Патологические. Сюда можно отнести случаи, когда дети не могут ассоциировать себя вне родительского дома и свою жизнь иным образом (сегрегация). Или вариант, когда с детства малыш не признаёт родителя, не общается с ним и не считает частью своей жизни — атомизация.
Читать статью  Психологические проблемы молодой семьи — Социально-экономические проблемы молодой семьи

Но из-за чего возникают те или иные формы взаимоотношений? Какие конкретно отношения считаются правильными? Далее подробно об этом.

Стоит начать с того, что семья — это не просто место рождения. Не стоит зацикливаться на биологии и стараться оправдывать все действия ей.

Семья — это не просто отец, мать и ребёнок. Это всё окружение (большое или маленькое), целью которого является взаимная помощь и поэтому важно формировать такой «стандарт» семьи.

Строятся такие отношения в первую очередь на доверии, причём взаимном. Например, многие родители допускают серьёзную ошибку в воспитании, оценивая слова детей в первую очередь, как ложь, когда они должны доказать свою невинность. Но ведь дети не требуют доказать родителя, что сегодня они будут ужинать, поэтому нужно проявлять взаимное уважение.

В случае доверия нельзя бросаться в крайности. Полный контроль может либо сломать человека, либо отстранить его. Но не стоит позволять детям всё.

Взрослый имеет больше опыта, поэтому вправе создавать разумные запреты, но он должен выдвигать альтернативы и объяснять введенные ограничения.

Также, важно грамотно оценивать эмоциональное поведение ребёнка. Если он сделал что-то хорошо — похвалить, если что-то плохо — похвалить за старанье и указать на ошибки.

Здесь и скрываются самые частые ошибки. Молодые люди, которых постоянно хвалят, их же родители огораживают от реального мира, не давая понять его реальную сложность и цену успеха. Во втором случае, наоборот, родитель отстраняет ребёнка от себя, так как последний ищет поддержку и при долгом «угнетении» просто начинает ненавидеть всё вокруг.

Как раз после угнетения нужно выделить и адекватность требований и сочувствия. Нужно приучать к труду и стоимости денег. Это правильно, но нагружать его лишней работой (а сюда относятся и домашние дела, и бесчисленное количество кружков) нельзя.

Читать статью  Неполная семья: социально-экономические проблемы

Детская психика только формируется и ей хватает школьных проблем, поэтому отношение семьи к трудностям ребенка не должны быть пренебрежительные. Необходимо спрашивать у детей «тяжело ли им?» и «ты справишься?».

Влияние детско-родительских отношений на становление личности

Родители — это те взрослые люди (а раз взрослые, значит опытные), которых дети видят большую часть своей жизни, поэтому этап формирования отношений родители-ребёнок сказывается напрямую на всех остальных отношениях.

Если родители контролируют — ребёнок будет контролировать всех вокруг или постоянно искать кого-то «сильнее» себя.

Если на малыша постоянно оказывали давление, пренебрегали его эмоциями и требованиями — то велик шанс вырастить жестокого человека, который сам не будет понимать, почему он такой.

Любое действие родителя обязательно отражается на детях либо прямо, либо косвенно.

Влияние отношений родителей и детей на учебную деятельность

Взаимодействие с детьми также отражается и на учёбе. Во-первых, все дети изначально по-разному воспринимают информацию и обрабатывают её. Кому-то даются одни науки, кому-то другие и это не повод кричать и стараться подогнать всех под один уровень. Это повод взять дополнительный урок и объяснить тему сразу, чтобы потом не было проблем.

И сам этот подход обучения во многом строится от типа взаимоотношения в семье. Если все вышеперечисленные пункты будут соблюдены и родитель проявит участие в обучении — никаких проблем не будет.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми

Никто не застраховал от ошибок, но самое важное — это решать их сразу, чтобы те не переросли во что-то большее.

Если правильные взаимоотношения не получается выстроить, то нужно обратиться к специалисту — детский или семейный психолог.

В этом нет ничего стыдного, так как психология — это та же область знаний, как и физика. Человек же не будет сам чинить розетку «от стыда», вот и с психологией также.

Важно начать этот шаг и везде находить взаимопонимание.

Какие могут возникать трудности и как их решать

Самая частая проблема — это современный ритм жизни, который просто не позволяет адекватно уделить время ребёнку. Многие начинают «сваливать» ответственность на нянь, забывая, что они помощники в воспитании, а не основной инструмент. Да, няня, другой родитель или родственники могут воспитать, но говорить про адекватную взаимосвязь здесь уже не выйдет.

Читать статью  Приемная семья: социальное исключение или правило?

Также, могут возникнуть ошибки в самом подходе.

Демократический стиль воспитания. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Дети и взрослые общаются на равных, при этом первым даются максимальные права и свободы.

Авторитарный стиль воспитания. Противоположно, здесь более значимы родители, поэтому всех их приказы (именно так) должны выполняться беспрекословно. В противном случае — наказание.

Гиперопека. Вариант, который совмещает первые два. От демократического подхода здесь полная свобода, но при этом нет никаких прав и обязанностей. Родители полностью контролируют каждый шаг, из-за чего к моменту взросления человек не сформирован и не готов к миру.

Родитель забывает, что его обязанность — это также давать обязанности и распределять роли.

Гипоопека. Противоположность. Родители заняты своими делами, но дети всё ещё предоставлены сами себе и имеют неограниченное количество прав и свобод.

С одной стороны — так они понимают самостоятельность довольно рано, а с другой получают серьёзную психологическую травму, так как все проблемы (а у таких детей их много, ведь всю ответственность они берут на себя) они стараются решать сами и переживать сами.

Из таких детей получаются отличные специалисты, правда те, что не могут работать в команде и все рабочие вопросы решают сами, из-за чего качество сильно страдает. Также такой тип воспитания не позволяет человеку строить отношения в дальнейшем, так как уже есть негативный опыт быть брошенным.

Жесткий. Этот тип очень похож на авторитарный, так как здесь родители требуют от детей непосильных вливаний, но не в общественную жизнь (всё же авторитарный тип воспитания — это от любви и желание сделать детей достойными), а в личную.

То есть все требования предъявляются только для удовлетворения потребностей родителей, при этом расход в виде хотя бы внимания не компенсируется. За любые проступки — жёсткое наказание не в целях воспитания, а в целях мести.

Грамотно выстроить взаимоотношения внутри семьи вполне возможно. Для этого достаточно доверять друг другу и уважать каждую личность. Если пренебрегать такими правилами, можно столкнуться с самыми разными проблемами — от пренебрежения со стороны подростков, до забытой старости.

https://ekarpenko.ru/otnosheniya/vzaimootnosheniya-detey-i-roditeley/